Марина Иванова и ее коллекция

Единственная в Украине коллекция старинного платья

Марина ИВАНОВА, модельер Ирина СИЛА, создавшая коллекцию в стиле ретро, и девушки из донецкого модельного агентства в ее нарядах

В Донецк приехала единственная в Украине коллекция старинного платья

Нет для женщины ничего более чарующего и завораживающего, чем мода. Все, что вмещается в это понятие, - от формы сумок до тканей для платьев, от цвета шляпок до покроя рукавов - равно волнует умы как высокопоставленных чиновниц, так и рядовых служащих, как докторов наук, так и студенток. И пока психологи, этологи и социологи ищут истоки этой пылкой любви ко всему новому, трендовому и популярному, дамы просто наслаждаются возможностью соприкоснуться с прекрасным.

 

Но если большинству интересны мировые тенденции грядущего сезона, то взгляд историка моды киевлянки Марины Ивановой устремлен в далекое прошлое. Уже более 30 лет она коллекционирует дамские наряды и аксессуары, чей возраст в несколько раз превосходит ее собственный. Более 70 платьев, а также различные сумки, шляпы, перчатки, бусы, ридикюли, зонтики, обувь, детские костюмы и вещи (коляски, велосипеды, игрушки, куклы, лошадки) и прочие "исторические мелочи" до 28 апреля можно увидеть в Донецком областном художественном музее на выставке "Светская мода 1820-х -1920-х годов". Все вещи подлинные, в них дамы прошлого и позапрошлого веков танцевали на балах, совершали променады, ходили в гости, посещали государственные учреждения, преподавали, учились, путешествовали и коротали время дома за книгой или шитьем. Невообразимо широкие кринолины, экзотичные сегодня турнюры, платья в стилях арт-деко и модерн - все они рождены не только в разное время, но и в разных странах: Англии, Голландии, Бельгии, Франции, Германии, США, Украине и России.

 


Снова на бал

- Коллекция началась из гардероба моей бабушки: она была очень хорошей портнихой, имела свое ателье, - рассказывает Марина Иванова. - Бабушка была совершенно неглупой женщиной и просто не выбросила то, что у нее было. Так что от нее я получила не только знания, но и богатую коллекцию. На выставке, например, есть одно из платьев моей прабабушки нежно-зеленого цвета, пошитое в 1912 году. Здесь платья как на балу, я их вытащила из упаковки, они опять вздохнули, им хорошо. В экспозиции представлены не просто костюмы, а весь мир женщины того времени. Один из плюсов оформления выставки то, что платья не за стеклом, так что это уникальная возможность близко подойти, увидеть всю текстуру ткани, кружева, бисера. В витринах можно увидеть бисерные и серебряные сумочки, шелковые письма 1800 года, которые девушки вышивали лично. Очень много редких вещей, о назначении которых современный человек и не догадывается.

Выставка в Донецке - четвертая по счету для Марины Ивановой, до этого ее два раза принимал Львов и единожды Киев. Помимо "живых" нарядов и вещей (коллекционер относится к ним с большим трепетом), в зале каждый день будет демонстрироваться фильм об истории моды. Несколько лет проведет и сама владелица дамских сокровищ.

- Здесь интересно проводить лекции, - говорит она. - Я каждое платье поднимаю и показываю, какая конструкция наряда, рассказываю, как стирали платья, что такое подмышечники, что такое утяжелители, щетки на платье, китовый ус. Например, утяжелители применялись для того, чтобы при ходьбе даже на ветру все красивые складки, которые задумала портниха, укладывались правильно. Даже студенты, которые знают это в теории, на практике никогда этого не видели.

Актриса из "Сватов" подарила платье

- Марина, расскажите о пополнении коллекции. Как же вам удается найти для нее новые экспонаты?

- Все коллекционеры - сумасшедшие люди, они все найдут. Мне, честно говоря, везет. Бывая за границей, я посещаю комиссионные магазины, блошиные рынки, списываюсь с людьми: кто-то хочет подарить, кто-то хочет продать, кто-то хочет просто обменять. Последнее предложение: человек хочет поменять трость на саквояж, я пока думаю. Бывает, что и дарят. Например, недавно подарили великолепное кружевное нижнее белье. Мне очень нравилось одно платье, но не было возможности купить его, оно довольно-таки дорогое. И тогда моя подруга актриса Людмила Артемьева, которая снимается в "Сватах", выкупила его для меня и подарила.

- Вы ограничитесь только этим периодом времени?

- У меня есть еще наряды 1930-х и 1940-х годов. Какая красивая тогда была мода! Какой крой! Есть послевоенные платья, когда женщинам хотелось быть красивыми, какие тогда были шляпки, ткани! Еще несколько лет - и 1970-е уже будут ретро и винтаж. Очень хотелось бы купить несколько мужских мундиров. Я всегда себе представляю, что это не просто манекены в платьях, это девушки, которые где-нибудь во Франции на побережье вышли с детьми, с зонтиками, колясками на прогулку, но пару мужчин в военных мундирах нужно где-то поставить. У меня уже появились цилиндры, обувь, кое-какие аксессуары.

Рабыня коллекции

- Где вы храните все это множество старинных вещей? И как получается сохранять их в таком хорошем состоянии?

- Не все вещи в очень хорошем состоянии. Я 30 лет не выставляла ничего. Я 30 лет сидела дома, латала, штопала, я могла один воротник год восстанавливать. Все эти платья я восстанавливала сама. Сейчас у меня уже есть возможность нанимать профессиональных рестораторов. Некоторые вещи уже негде ставить дома. Я уже сняла склад. Эта коллекция - единственная в Украине, а сейчас я уже зарегистрировала первый в Украине Музей истории моды. Надеюсь, что скоро он будет открыт. Ведь во всех европейских странах такие музеи есть.

- Насколько дорого содержать такую коллекцию?

- Почти все, что я получаю, трачу на нее. Дома у меня один маленький уголок для меня, все остальное для платьев. Переезды - это тоже колоссальные затраты, плюс реставрация. Собирать самовары или швейные машинки намного выгоднее. А это вещи, которые живые. Они не любят свет, влагу, за ними все время нужен уход, я рабыня коллекции. Нужно что-то докупать. Допустим, есть платье, но к нему нет шляпки, обуви, перчаток. Есть костюмы, которые у меня в запасниках, но для них нет аксессуаров. Я хочу, чтобы все было подобрано по вкусу, по времени года, по цвету, а это не так просто.


В кино не снимаются

- Глядя на вашу коллекцию, можно понять не только моду на одежду и аксессуары того времени, но и понятие женской красоты прошлых веков…

- Да, например, не было модно женщинам иметь загорелый цвет лица, это был признак небарских кровей. Поэтому женщины носили даже летние платья с длинными рукавами с перчатками, а лицо обязательно закрывали зонтиком. Здесь есть один восстановленный зонтик, плоский, от солнца. Он из моей семьи. Он очень легкий, складной. И когда его сложишь, можно было одеть на палец или пристегнуть к ремешку на поясе. А еще женщины тех лет были значительно ниже и тоньше женщин нынешних. Все дело в том, что средний рост женщины тех годов был где-то 1,40 - 1,50 метра, обувь была 32 - 34 размера. Многие смотрят и говорят, что они все очень маленькие. Это не я так затянула платья. Мне приходится делать все манекены вручную, потому они маленькие в талии, в груди, по спине, ведь женщины в те времена к тому же еще и стягивали себя корсетом.

- А в съемках ваши вещи участвовали? Наверняка режиссеры просят что-либо одолжить?

- Платья - это музейные вещи, их для съемок я не даю. Их просто нельзя надевать на живых людей, потому что они потрескаются при носке. Но я даю для съемок шляпки, сумочки - у меня в фильмах участвуют аксессуары.


Костюм из лоскутов

- У каждого платья наверняка есть своя история...

- И если я ее знаю, стараюсь рассказать. Например, костюм из черной бархатной куртки и удивительной юбки я купила у очень пожилой киевлянки, ей было под 90 лет. И когда она вынесла мне эту юбку, я была поражена ювелирной работой портнихи. Представьте себе, что портниха на сетку по кругу нашивала бархатную ленту вручную! Мало того, лента сначала была узкая, потом становилась все шире и шире, и к низу она достигала 5 см. Потом на эту ленту она нашила кружевные принты, тоже вручную, и под этими принтами вырезала и сетку, и бархатную ленту. Я удивилась этой работе, стала расхваливать, а женщина в возрасте говорит мне: "Ой, вы знаете, я вижу, что вы специалист, тогда я вам подарю остатки". И она мне выносит этот пиджак, который был разрезан буквально на 20 кусочков, кто-то пытался его перекроить. Я собирала его где-то месяц. Получился комплект. Я очень довольна, что она не выбросила эти "остатки". Мне было бы очень тяжело подобрать к этой юбке что-то.

48 сантиметров в талии

Несколько вещей в экспозиции в Донецке выставляются впервые, например, шелковое праздничное платье с плиссированной юбкой 1925 года, богато расшитое кружевом, и шелковая бальная накидка 1910 года с высоким воротником "Медичи". Еще один экспонат уникален своими размерами - костюм из юбки в полоску и темно-коричневого жакета носила учительница, объем талии которой составлял всего 48 сантиметров! Она не была замужем, всю жизнь посвятила себя такому сподвижничеству, как преподавание в школе для слепых. Вела аскетический образ жизни, была очень скромно всегда одета.


Самое дорогое платье

- Не скажу цену этого платья, но оно удивительное. Когда приходят ко мне директора современных ателье, они говорят: "Сколько вы нам не заплатите, мы такое платье не сошьем и даже не возьмемся". Его, конечно, нужно рассмотреть, чтобы понять… Начнем снизу, - Марина Иванова приподнимает подол роскошного сложного платья и показывает журналистам наряд "изнутри" - этого она обычно не делает практически никогда, вещь очень дорогая. - Вдвойне сложенный шифон, к которому пришита из такого же небесно-голубого, как и подкладка, шелка рюша, к ней пришито французское кружево на сетке, потом пришит фатин в горошек, затем к фатину - вырезанная из кружева полоска, потом идет с романтическими розами принт, а потом все это повторяется несколько раз. Здесь двойной корсет внутри, фарфоровые австрийские пуговицы со стразами. Здесь столько тканей - розовый шелк, голубой шелк, бархат! Очень красивая нижняя часть, которая просто удивляет. Я могу сказать, что его носила дама в возрасте около 40 лет, для того времени довольно высокая и полная.

Я купила это платье в Австрии. Увидела в одном антикварном магазине на манекене. Причем нужно было очень долго поговорить с хозяином, потому что они многие вещи не хотят отдавать неизвестно кому. Я ему рассказала о своей коллекции, создании музея. Они должны поверить тебе, потому что вдруг ты решила порезать на кусочки и что-то себе пошить. Они ни в коем случае такое не позволят.


Оксана ПОРИЦКАЯ.

Фото автора.

ссылка на статью

 


 

Марина Иванова и ее коллекция

Сколько раз мы слышали в обзорах моды, что один дизайнер использовал элементы стиля ампир, другой вдохновлялся эстетикой романтизма, а третий предложил образ девушки Серебряного века. Слушаешь, а в голове крутится назойливая мысль: вот бы самому увидеть этот самый первоисточник, так воспеваемый современными дизайнерами. И не по гравюрам и рисункам, а вживую, чтобы в буквальном смысле прикоснуться к истории.

А ведь это вполне реально. Пусть пока не каждому, но реально! Целое наглядное пособие вот уже больше 20 лет хранится в трехкомнатной квартире киевлянки Марины Ивановой, дизайнера интерьеров по профессии и коллекционера, как оказалось, по призванию. Более тридцати платьев, возраст которых переваливает за 200 лет, и огромное количество не менее древних аксессуаров: сумочек, кошельков, конвертом, шляп, зонтиков — вот сокровище Марины.

«Все началось со шляпки»

— Я никогда не воспринимала это как коллекционирование, — утверждает наша героиня. — Ведь многие вещи были со мной с детства. Достались они мне от мамы, а ей — от ее мамы и бабушки. Я до сих пользуюсь портняжными ножницами, которым, наверное, лет 150. Так что воспринимала все это как обычные вещи домашнего обихода.

Марина Иванова и ее коллекция

Как избавление от домашнего хлама выглядело и знакомство нашей героини с отголосками моды XIX в.

— Как-то вместе с подругой мы жгли вещи ее тетки. Это сегодня я с ужасом понимаю, что мы уничтожили уникальную коллекцию, а тогда эти платья, перчатки, сумочки были в ужаснейшем состоянии, — вспоминает Марина.

Лишь благодаря более-менее приличному внешнему виду две шляпки не отправились вслед за другими вещами в полыхающий огонь. Одну из них Марина отнесла в Театр им. Л. Украинки, вторую постеснялась, уж очень та была ветхая, сама починила, как смогла, и повесила на гвоздь, вбитый в стену. Понадобился год, чтобы у первого экспоната коллекции появилась пара. Подруга Марины принесла ей сумочку. Так и хочется сказать по-сказочному: «да не простую, а ….» Нет, не подумайте, не золотую, из другого драгоценного металла — серебряную. Такой себе дамский ридикюль.

Марина Иванова и ее коллекция

— Она говорит, выбросить жалко, а тебе как раз к шляпке будет. Знаю, что сейчас такая сумочка стоит около $500.

Об исторической ценности своих экспонатов Марина знает благодаря искусствоведческой литературе, собравшейся у нее за время формирования коллекции. Нельзя же не знать, что ты собираешь.

Первый каталог фотографий, иллюстрирующих историю сумок, ей привез из Лондона муж подруги. Марина честно признается, что буквально два дня спала с этой книгой. Нашла в ней практически все свои сумки, что и позволило максимально определить дату их создания — 1860—1900-й гг.

Были и совсем удивительные открытия. Марина, как уже заядлый коллекционер, с завидной периодичностью посещает все антикварные рынки.

Сегодня Марина находится в поиске детского платья XIX в. Это большая редкость, поскольку зачастую они передавалось от старшего ребенка младшему, поэтому снашивались до лохмотьев.

— Один парень мне говорит, у меня есть какой-то конверт, но я не знаю, что это такое. Показывает. Действительно конверт, только сшитый из шелка и вручную расшитый узорами. Говорит, отдаст за 60 грн. Я немного сомневалась, брать ли. Решилась все-таки купить, а потом в том же каталоге нашла идентичный. И главное, что датировался он 1800 годом!

Другой случай произошел в Одессе, где Марина приобрела удивительный, как по сегодняшним меркам, кошелек. С виду длинный плетеный мешочек, продетый через кольцо. Продавец и сам не знал, как им пользоваться. Оказалось, в него клали мелочь и подвешивали на пояс.

«Я не думала собирать платья»

Если бы голливудские продюсеры взялись рассказать о нашей героине, можно было бы снять фильм под названием «История Марины Ивановой. Начало». А ведь действительно самое зрелищное (естественно, для дамочек) было впереди. Помните, у Марины в коллекции было более 30 старинных платьев…

Марина Иванова и ее коллекция

— Знаете, я ведь не планировала собирать платья, — признается киевлянка, — больше люблю сумки. Но когда у меня стоял в квартире манекен с надетой шляпой и сумочкой, опять же таки какая-то из подруг принесла платье. И когда оно оказалось на манекене, получился ансамбль.

После этого Марину уже было не остановить. Какие-то наряды она покупала через интернет-аукционы, какие-то привозили друзья из-за границы. Родные тоже оказались вовлеченными в эту охоту за древностями.

— Муж знает, что лучшим подарком для меня будет, если он привезет какую-то сумочку, чем потратится на новую курточку или кофточку, — говорит, улыбаясь, женщина.

Когда я спрашиваю, какими критериями она руководствуется при выборе того или иного платья, Марина отвечает, как истинная женщина: оно должно мне нравиться. Потому-то и собрано в коллекции около двадцати платьев конца XIX в. из Франции, Англии, Америки, Германии времен романтизма и модерна.

Есть и несколько истинных «бриллиантов». Ведь ценность старинного платья увеличивается во сто крат, если известна его история.

— Это белое подвенечное платье я с огромным трудом купила через интернет-аукцион, потому что к нему прилагалась фотография молодоженов с датой на обороте — 27 мая 1919 года. Кстати, купила я его как раз 27 мая. Муж обратил внимание на совпадение. Может быть, те люди еще были живы и даже не знали, что я держу в руках подвенечное платье невесты, — откровенничает Марина.

Фрукты и ягоды в одном фасоне

Марина Иванова и ее коллекция

Переходя от одного наряда к другому, ощущаешь еле уловимые изменения в моде того времени. Вот передо мной кремовое платье, как было принято именовать его тогда, для выезда. Оно носит название «Фруктовое», поскольку украшено искусственными ягодами и фруктами. Символизирует собой переходной период 1870—1890-х гг., когда из моды выходят пышные кринолиновые подъюбники, тем самым кардинально меняя сам каркас платья. Теперь его формирует турнюр (специальная накладка, прикрепляющаяся сзади ниже талии). Само же платье состояло из облегающего лифа с длинными рукавами и прямой юбки с вставкой-полотнищем, которая драпировалась на турнюре. Талия утягивалась до 52 см в объеме.

А вот еще одно платье под названием «Зеленое яблоко», которое с 1980-го по 1988 г. экспонировалось в одном из лондонских музеев. Сопроводительная записка к платью состояла из пяти листов. История повествует, что в 1870 г. некая Хариэд Хамильтон была одета в это платье на венчании, поскольку в этот год в моде были все оттенки зеленого. Очень напоминает современных невест, которые маниакально отслеживают тренды и тенденции свадебной моды, выбирая порой самые неожиданные варианты, как, например, главный «писк» — черное платье…

Еще один переломный момент в истории западноевропейской моды иллюстрирует платье из коллекции Марины. Оно было сшито в 1900 г. Сама хозяйка считает это время золотым для женщин.

— Уже нет турнюров, жутких стягивающих корсетов. Платья становятся более удобными, но в то же время не менее роскошными. Фасон формируется с помощью сложных драпировок. В нарядах много роскошного бисера, шифона, кружева и необычных сочетаний. Как вот здесь — коралловый цвет платья и голубые рукава.

Не обошла стороной Марина и увлечение Европы XIX в. Востоком. Шерстяное пальто с рукавом кимоно, отделанное лебяжьим пухом, — дань наследования европейцами азиатской культуры.

Тайны хранения

 

Марина Иванова и ее коллекция

Металлическая коробка для шляп. 1885 г. Для поездок и путешествий в экипаже

Крайне редко платья попадают в коллекцию в сносном состоянии. Обычно их нужно самостоятельно чистить, перекладывать крупной солью по нескольку раз, чтобы уничтожить запах сырости. Для эффективной работы с экспонатами киевлянке даже пришлось обзавестись спецтехникой.

Так в доме появились увлажнитель воздуха, чтобы в жару, как этим летом, платья попросту не рассыпались, специальный утюг-отпариватель, в который можно добавлять эфирные масла, и гладильная доска, поверхность которой притягивает ткань, и та не ерзает при глажке. Марина научилась делать манекены из папье-маше, на тридцати из них всегда надеты платья, занимающие собой целую комнату.

— Муж иногда говорит мне, что не коллекции существует для меня, а я существую для коллекции, — с улыбкой говорит на прощание Марина.

11.10.2010, 14:46 // Наталия Васюк, газета «Новая», Фото Андрея Шматова.

— Это белое подвенечное платье я с огромным трудом купила через интернет-аукцион, потому что к нему прилагалась фотография молодоженов с датой на обороте — 27 мая 1919 года. Кстати, купила я его как раз 27 мая. Муж обратил внимание на совпадение. Может быть, те люди еще были живы и даже не знали, что я держу в руках подвенечное платье невесты, — откровенничает Марина.